Образование и становление Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации


В 2000 году в структуре Российской прокуратуры произошли преобразования. Упразднили транспортные прокуратуры на правах субъектов. Надзор за соблюдением законности на транспорте был возложен на прокуратуры субъектов Российской Федерации. В прокуратуре Ростовской области практически в неизменном виде сохранился аппарат управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, которое возглавил Кебеков Т.М. Благодаря профессиональному опыту и дальнозоркости прокурора области Харьковского А.И. был сохранен в большинстве своем кадровый оперативный состав транспортных прокуратур. В структуре прокуратуры области продолжили работу сотрудники транспортных прокуратур: Гречушкин А.Е., Агаглуев С.Д., Алещенко М.В., Бегларян Ш.Г., Неговора А.Е., Гогорян Р.Л., Воронин А.Г., Иванов А.В., Сулименко В.В., Исмаилов Т.С., Медведев Т.С., Тимоков Д.А., Писаренко Д.А., Бойко С.А., Калугин О.Н., Щербаченко В.Г. и многие другие.

Накопленный на протяжении многих лет теоретический и практический опыт организации надзора на объектах транспорта, расследования уголовных дел о транспортных происшествиях позволил достигать высокой эффективности в работе. Как пример: расследование печально известного террористического акта в 2004 году, в результате которого в Каменском районе Ростовской области упал самолет ТУ-154, летевший по маршруту Москва - Сочи, со 140 пассажирами на борту. На месте происшествия работали практически все силовые ведомства и службы: прокуратуры, МЧС, ФСБ, милиции, транспортной инспекции, СМЭ. В результате слаженно организованной работы, профессионализму и самоотверженности сотрудников основные следственные действия были выполнены в течение нескольких дней, преступление было раскрыто. В указанный период времени работу транспортного управления курировал заместитель прокурора области Кебеков Т.М., возглавлял управление Гречушкин А.Е.

Специфика работы управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах прокуратуры Ростовской области состояла в осуществлении надзора за законностью деятельности Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте, Южного таможенного управления, Северо-Кавказской железной дороги, а также Федеральных агентств авиационного, речного и морского транспорта. При этом деятельность указанных поднадзорных структур носила межрегиональный характер. В результате тесного взаимодействия Управления с прокуратурами других субъектов Российской Федерации, обмена оперативно значимой информацией, анализа состояния законности, обеспечивалось единство правоприменительной практики в транспортном комплексе. На протяжении ряда лет оставались стабильно высокими показатели работы по раскрываемости преступлений, обеспечению качества предварительного следствия, защиты конституционных прав граждан. Основным принципом работы Управления оставалось сохранение и приумножение лучших традиций работы Северо - Кавказской транспортной прокуратуры.

Меняющаяся общественно-экономическая ситуация в стране предполагала необходимость структурного изменения форм организации прокурорского надзора.

В начале 2007 года Главным управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе прорабатывался вопрос о воссоздании транспортной прокуратуры на правах прокуратуры субъекта Российской Федерации.

Целесообразность воссоздания прежней структуры транспортных прокуратур была обусловлена ухудшением состояния законности на объектах авиационного, железнодорожного, морского и речного транспорта. На протяжении длительного периода времени транспортная инфраструктура не обновлялась, была изношена до крайней степени, что приобретало угрожающий характер. Вопросы безопасности движения, сохранности перевозимых грузов, состояния трудовой и государственной дисциплины на объектах транспорта находились в неудовлетворительном состоянии.

Особая специфика транспортного законодательства, в значительной мере регламентируемого нормами международного права, сложность структуры транспортного процесса, в том числе при смешанных и международных перевозках, необходимость расследования крупных уголовных дел о крушениях, авариях и хищениях на транспорте требовали системности правоприменительной практики, создания единой структуры специализированных органов прокуратуры.

Построенная по принципу экстерриториальности система транспортных прокуратур позволяла обеспечить более эффективный надзор за соблюдением законов на транспорте, подготовить соответствующие прокурорские кадры, обладающие специальными знаниями, касающимися особенностей работы предприятий и организаций водного, воздушного и железнодорожного транспорта.

Позиция существования самостоятельной централизованной системы транспортных прокуратур представлялась еще более актуальной с точки зрения укрепления принципов федерализма и обеспечения независимости надзора от органов власти субъектов федерации.

Одним из важнейших направлений надзорной деятельности являлось обеспечение законности в морских портах Северо-Кавказского региона, борьба с преступностью и нарушениями законов на водном транспорте.

Проблемы, касающиеся состояния законности и борьбы с преступностью в морских портах Азово-Черноморского бассейна, приобретали в то время особую значимость. Их решение становилось крайне важным для обеспечения общественной и экономической безопасности, как в Южном Федеральном округе, так и государства в целом.

С учетом изложенного транспортные прокуроры должны были обеспечить единый надзор за комплексом вопросов, возникающих на всем протяжении замкнутого транспортного технологического цикла, вплоть до обеспечения законности таможенного оформления лиц, товаров и транспортных средств.

Изложенная позиция по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере в Южном федеральном округе должна была повысить эффективность надзора, обеспечить единообразие подходов к его организации, применения методов выявления и устранения нарушений законов и в конечном итоге способствовать укреплению законности.

В августе 2007 года были воссозданы транспортные прокуратуры на правах субъектов Российской Федерации. Образована Южная транспортная прокуратура. Южным транспортным прокурором назначен Решетников А.А.

В тот период времени заместитель прокурора Ростовской области Кебеков Т.М. был назначен прокурором Псковской области, Неговора А.Е. назначен заместителем прокурора Псковской области.

Благодаря взвешенной позиции Южного транспортного прокурора Решетникова А.А., в штате прокуратуры остался основной кадровый состав сотрудников Управления на транспорте и районных транспортных прокуратур. Среди них: Гречушкин А.Е., Авцын В.В., Науменко С.А., Агаглуев И.А., Иванов А.В., Бегларян Ш.Г., Агрба В.А., Тимоков Д.А., Копылова Н.И., Банникова И.Ю., Жабинский С.Ю., Мамедов С.О., Алещенко М.В., Хачатурян М.И. и др.

Из числа сотрудников Управления, наиболее профессионально подготовленные, ответственные, инициативные и трудолюбивые работники транспортного управления были назначены на вышестоящие должности. Так, Сальским транспортным прокурором был назначен Писаренко Д.А., Лиховским транспортным прокурором - Сулименко В.В.

2007 год для органов прокуратуры был периодом сложной и напряженной работы, прежде всего связанной с изменением уголовно-процессуального законодательства, реформированием органов прокуратуры. Создавался новый следственный орган - Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации.

Правовую основу деятельности Следственного комитета составили Федеральный закон от 5 июня 2007г. №87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», которым одновременно более четко разделены функции прокурорского надзора и следствия, и Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2007г. №1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».

Изменения правовой системы государства были вызваны глубокими политическими и экономическими преобразованиями в обществе, смещением приоритетов в пользу защиты прав и законных интересов граждан, острой необходимостью повышения эффективности борьбы с преступными проявлениями.

Целью реформирования органов прокуратуры являлась реализация одного из основных принципов правового государства - принципа разделения властей.

В сфере государственного управления власть делится на законодательную, судебную и исполнительную. Такая структура является эффективной, поскольку между этими ветвями власти имеется система противовесов, сдержек, взаимной ответственности и контроля. Если взять более узкую сферу - уголовное судопроизводство, - то в ней реализуются различные функции: дознания, расследования, обвинения, защиты и т.д. И поэтому, совершенно логично, если каждая функция выполняется специальным субъектом. Задача правового государства заключается, в частности, в том, чтобы применять принцип разделения властей и в сфере уголовного судопроизводства.

До судебной реформы 1864 года полиция одновременно вела и дознание, то есть розыск преступника, и следствие. Важнейшим достижением той реформы было разделение процессуальных функций. Полиция стала вести розыск и дознание, а следствие перешло в Министерство юстиции. Там существовали так называемые судебные следователи. Однако все снова изменилось, когда в 1934 году после убийства Кирова был принят чрезвычайный закон, предусматривающий ускоренное уголовное судопроизводство по так называемым контрреволюционным преступлениям. В результате следствие слилось с прокурорским надзором в едином органе - прокуратуре.

Оценка эффективности проводимых реформ будет дана временем.

В настоящее время, одним из сложных в решении вопросов для законодателя и практических работников являлось определение соотношения процессуальных и надзорных полномочий между прокурором и руководителем следственного органа.
После создания Следственного комитета следователь стал более самостоятелен в принятии процессуальных решений. Возросла его ответственность. В то же время прокуратура сохранила функции надзора.

В августе 2007 года Южным транспортным прокурором Решетниковым А.А. было направлено представление Первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации о рассмотрении кандидатуры Гречушкина А.Е. и назначении на должность руководителя Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Бастрыкина А.И. от 07.09.2007г. № 77-К Гречушкин А.Е. назначен руководителем Юного следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Работа в новых условиях была не простой. Многие организационные вопросы приходилось решать, что называется, с нуля.
В соответствии с приказом Генерального прокурора от 23.08.2007г. №131 «О порядке передачи в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях» была произведена передача и прием уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях из транспортных прокуратур Южной транспортной прокуратуры в следственные органы Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Приняты меры по организации предварительного следствия и процессуального контроля в соответствии с требованиями приказов Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Осваивалась практика работы следственных подразделений в регионах в новых условиях уголовного судопроизводства.

Одновременно с основной деятельностью по рассмотрению материалов и расследованием уголовных дел проводились мероприятия по государственной регистрации Южного следственного управления на транспорте в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики, постановке на налоговый учет в ИФНС, открытию лицевого счета в Банке и Управлении Федерального казначейства по Ростовской области, изготовлению печатей и штампов. Заключены срочные трудовые договоры с работниками, а в последующем бессрочные.

Одной из основных проблем, с которой пришлось столкнуться Южному следственному управлению на транспорте с начала своего функционирования, являлась недостаточная штатная численность следователей межрайонных следственных отделов. В первую очередь необходимость ее увеличения объяснялась спецификой региона, большой протяженностью участков оперативного обслуживания, сохраняющейся сложной криминогенной обстановкой на территории Северного Кавказа в республиках Дагестана, Чечни, Ингушетии, требующая концентрации дополнительных усилий в работе следователей.

В структуру Южного следственного управления на транспорте входили: аппарат управления и 5 межрайонных следственных отделов, дислоцируемых в городах: Ростов-на-Дону, Краснодар, Минеральные Воды, Саратов и Астрахань.

Штатная численность сотрудников Управления составляла 61 человек, которые с соблюдением подследственности и иных требований уголовно-процессуального законодательства осуществляли свои полномочия на территории 14 субъектов Южного федерального округа Российской Федерации и Саратовской области.

В зоне оперативного обслуживания функционировали Северо-Кавказская и Приволжская железные дороги; Кроме того, в оперативном обслуживании следователей находились 54 авиапредприятия, 17 аэропортов, 10 центров «Организации воздушного движения»; предприятия морского и речного транспорта Доно-Кубанского, Азово-Донского, Каспийское и частично Волжского бассейновых управлений, в пределах которых функционировали крупнейшие в регионе судовладельцы, более 20 речных и морских портовых комплексов. В Южном федеральном округе также дислоцированы Южное таможенное управление, Южная оперативная таможня, 85 таможенных постов, 73 международных пункта пропуска. На территории оперативного обслуживания осуществляют свою деятельность 3 Управления внутренних дел на транспорте (УВДт): Северо-Кавказское, Азово-Черноморское и Приволжское.

В соответствии с установленной компетенцией, находящиеся в штате межрайонных следственных отделов следователи осуществляли предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, железнодорожных станциях, вокзалах, платформах, аэродромах, пристанях, причалах, в морских и речных портах и аэропортах, подвижном составе железнодорожного транспорта, на воздушных судах и судах морского и речного транспорта, иных объектах железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением объектов Министерства обороны и особо режимных объектов), по делам о преступлениях, совершенных по службе работниками территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте, органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов.

Построение нового органа началось с формирования кадрового состава. На должности руководящего состава Управления были согласованы и назначены прокурорские работники, имеющие большой стаж и опыт работы в системе органов прокуратуры, обладающие соответствующими предъявляемым требованиям профессиональными, моральными и личностными качествами. Ядром коллектива стали Агаглуев С.Д., Маркаров М.Л., Бегларян Ш.Г., Бегларян Е.Г., Медведев Т.С., Черкесов Г.А., Аверкова Н.В. Большая работа велась по подбору и расстановке кадров в линейных следственных отделах.

В целом коллектив следственного управления достаточно молод - 68% следователей имели стаж работы в органах прокуратуры до 5 лет; возраст 70% сотрудников до 30 лет.

Согласно утвержденному штатному расписанию в Южном следственном управлении на транспорте находились 34 следователя и 4 криминалиста. При этом, следует отметить, что в 2001 году в штате Северо-Кавказской транспортной прокуратуры (на правах субъекта Российской Федерации), в зону оперативного обслуживания которой входили указанные поднадзорные объекты, за исключением Волгоградской, Астраханской и Саратовской областей, численность следователей составляла 54 единицы. Такое положение дел сложилось вследствие того, что руководители прокуратур на правах субъектов Российской Федерации в период 2006-2007 годов, до создания Следственного комитета, сократили должности следователей путем перевода их на должности помощников прокуроров. Таким образом, в транспортных прокуратурах было сокращено 14 штатных единиц следователей.

Для примера, в Краснодарском межрайонном следственном отделе на транспорте, обслуживающем территорию Краснодарского края с протяженностью участков оперативного обслуживания более 300 км., на которой расположены 6 транспортных прокуратур (Краснодарская, Кавказская, Новороссийская, Сочинская, Туапсинская, Адыгейская), по штатному расписанию было предусмотрено всего 3 следователя, руководитель и заместитель начальника отдела. В Ростовском межрайонном следственном отделе, обслуживающем территорию Ростовской области протяженностью более 400 км., на которой расположены 5 транспортных прокуратур (Ростовская, Волго-Донская, Лиховская, Таганрогская, Сальская) по штату предусмотрено 6 следователей, руководитель и заместитель начальника отдела. Аналогичная ситуация сложилась в Саратовском и Минераловодском межрайонных следственных отделах.

С учетом отдаленности расположения поднадзорных объектов от мест дислоцирования следователей обеспечить своевременное и качественное проведение проверочных мероприятий по материалам проверок и уголовным делам указанным количеством следователей представляло определенную сложность.

В ходе осуществления организационных мероприятий, после приема - передачи уголовных дел и материалов, в связи с большим количеством уголовных дел, находящихся в производстве следователей, руководители межрайонных следственных отделов приняли к своему производству большое количество уголовных дел. В такой ситуации совмещение функций расследования уголовных дел и организации контроля за работой подчиненных следователей отдела являлось не эффективным и ухудшало качество исполнения возложенных обязанностей.

Кроме того, специфика расследования преступлений на транспорте, в особенности, катастроф воздушных судов, аварий и крушений на железнодорожном и водном транспорте, террористических актов на объектах транспорта, предполагает необходимость незамедлительного и оперативного проведения комплекса первоначальных следственных действий для фиксации следов преступления (осмотр места происшествия с привлечением большого количества специалистов, допросы свидетелей, назначение судебных экспертиз и другие) в целях устранения в кратчайшие сроки негативных последствий, обеспечения бесперебойности перевозочного процесса. Так, в частности, при расследовании террористического акта, совершенного на самолете ТУ-154, следующего сообщением «Москва-Сочи», в 2004 году, на месте падения самолета в Каменском районе Ростовской области для выполнения первоначальных следственных действий были задействованы более 20 следователей, что позволило качественно и оперативно произвести осмотр места происшествия в радиусе 25 км., обнаружить основные фрагменты самолета, тела погибших, в короткие сроки назначить и провести судебно-медицинские экспертизы, выполнить иные следственные действия.

В связи с подготовкой к проведению Олимпийских игр 2014 года на Сочинском участке Краснодарского края, прогнозируемым увеличением объемов транспортных перевозок, строительством новых объектов, развитием транспортной инфраструктуры, а соответственно, ростом финансирования на эти цели бюджетных средств, необходимо было заблаговременно укрепить данный участок следственными работниками.

С учетом изложенного, для обеспечения надлежащего выполнения служебных обязанностей, перед руководством Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации ставился вопрос об увеличении штатной численности следователей межрайонных следственных отделов.

На первоначальном этапе деятельности, Южное следственное управление на транспорте столкнулось с рядом проблем организационного, материального и распорядительного характера.

Оперативные работники Южного следственного управления на транспорте дислоцировались в помещениях, арендуемых Южной транспортной прокуратурой у ОАО «Российские железные дороги» либо находящихся в безвозмездном пользовании. Следователи большинства межрайонных следственных отделов дислоцировались в помещениях районных транспортных прокуратур, входящих в структуру Южной транспортной прокуратуры. Возможность передачи части указанных площадей в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации отсутствовала.

С руководством Южной транспортной прокуратуры решались вопросы финансового обеспечения при использовании помещений и материально-технических средств. Велась работа по подбору служебных помещений для размещения сотрудников управления. В настоящее время сотрудники аппарата Южного следственного управления на транспорте занимают служебные помещения на основании договора аренды. Подбор служебных помещений продолжается.

Следователи межрайонных следственных отделов использовали офисную мебель, сейфы, оргтехнику, находящуюся на балансе Южной транспортной прокуратуры. Однако большая часть материальных средств морально и технически устарела, и требовала замены. После начавшегося централизованного финансирования на соответствующие статьи расходов, следственные отделы стали обеспечиваться автотранспортом, мебелью, оргтехникой, криминалистической техникой, канцелярскими принадлежностями и др.

Решались социальные вопросы. В целях обеспечения общественного контроля и гласности в вопросах учета работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, была создана жилищная комиссия, разработано и утверждено «Положение о жилищной комиссии», определяющее ее основные задачи и функции. Руководством следственного комитета Российской Федерации реализовалась возможность приобретения ведомственного жилого фонда.

Был заключен договор со «Страховой медицинской компанией «Айболит» об обязательном медицинском страховании работников. Всем выданы страховые медицинские полисы. Работники управления и члены их семей на договорной основе поставлены на медицинское обслуживание в клинической больнице № 1 «Южного окружного медицинского центра». В управлении организована работа комиссии по обязательному социальному страхованию граждан.

Решения, принятые на Первом Всероссийском совещании руководителей следственных органов, о создании ведомственной нормативной правовой базы в целом были выполнены. В развитие руководящих документов Генеральной прокуратуры и Следственного комитета изданы и приняты к исполнению организационно-распорядительные акты, а также подготовлены и направлены на согласование проекты нормативных документов, призванных обеспечить эффективное применение качественно новых совместных функций и полномочий.

С изданием соответствующих приказов Председателя Следственного комитета урегулированы вопросы разграничения компетенции территориальных и приравненных к ним специализированных, в том числе транспортных, следственных органов. Совместными приказами руководителей Следственных управлений по субъектам Российской Федерации разграничены предметы ведения и границы деятельности, разработаны схемы оповещения и система незамедлительного выезда следователей на места катастроф, крушений, аварий и других происшествий на транспорте с тяжкими последствиями, определен порядок участия в следственных действиях работников территориальных следственных органов.

В целях установления единого подхода к осуществлению уголовного судопроизводства руководителем Южного следственного управления на транспорте и Южным транспортным прокурором изданы совместные приказы «Об организации исполнения по¬ложений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при осу¬ществлении процессуальной деятельности».

Вместе с тем требовали дальнейшей регламентации в правоприменительной практике вопросы применения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, в частности: полномочий руководителей следственных органов по возбуждению уголовного дела, участию в производстве процессуальных действий; процессуального статуса прокурора криминалиста, наличия прав на выполнение прокурором - криминалистом следственных действий самостоятельно либо в составе следственной группы; возможности создания для расследования преступлений межведомственных (МВД, ФСБ и т.д.) следственных и следственно-оперативных групп и др.

Представлялось, что скорейшее решение вышеуказанных проблем, возникших с началом работы следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, улучшит качество проводимого расследования, позволит стабилизировать деятельность следственных органов на транспорте и повысит их эффективность в выполнении возложенных задач.

В целях повышения профессионального уровня, следственные работники проходили обучение в институтах: Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербургском юридическом институте, Саратовском межрайонном центре повышения квалификации прокурорско-следственных работников, проводились семинарские занятия по актуальным вопросам правоприменительной практики. В работе с молодыми специалистами использовался институт наставничества.
На постоянной основе проводились совместные заседания коллегий с Южной транспортной прокуратурой по вопросам правоприменительной практики. Принималось активное участие в межведомственных координационных совещаниях Администраций областей и краев, прокуратуры, милиции, таможни и других ведомств. По результатам координационных совещаний были приняты межведомственные решения.

Следователями направлены в суд уголовные дела об убийствах, должностных преступлениях, взяточничестве, преступлениях, связанных с посягательством на жизнь и здоровье, оскорблением представителей власти, против здоровья населения, контрабанде и иных преступлениях.

В производстве следователей находились уголовные дела, вызвавшие большой общественный резонанс. Среди них уголовное дело по фактам массового затопления кораблей в Керченском проливе в ноябре 2008 года; уголовные дела по фактам совершения террористических актов на объектах транспорта в Республике Дагестан и др.

Условия работы в новых условиях были не простые, так как изменились требования, предъявляемые законом к деятельности следователя. Прокуроры, став независимыми от руководства следствием, стали проявлять больше принципиальности, надзор стал более требовательным. Это в свою очередь позволяло выявлять недостатки и просчеты, не замеченные руководителями следственных органов. Возросшая требовательность прокуроров - это объективный процесс, который в значительной мере был обусловлен состоявшейся реформой предварительного следствия.

В настоящее время реформирование следственных органов продолжается.

15 января 2011 года подписан Указ Президента Российской Федерации «О создании Следственного комитета Российской Федерации».

Указом Президента Российской Федерации от 10.05.2011 года №623 генерал-майор юстиции Гречушкин А.Е. назначен руководителем Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации.

Подводя итоги работы за прошедший год можно констатировать, что с поставленными на первоначальном этапе руководством страны задачами Следственный комитет справился. Определенно наметились как положительные тенденции в решении поставленных задач по оперативному и качественному расследованию преступлений, обеспечению законности при производстве предварительного следствия, защите прав и свобод человека и гражданина, так и сложные аспекты в работе, требующие дальнейшего ее совершенствования.

Текущими приоритетами в работе Следственного комитета Российской Федерации являются: качественное расследование преступлений, при особом внимании на раскрытие и расследование преступлений прошлых лет, коррупционных и в сфере реализации национальных проектов; обеспечение упреждающего процессуального контроля за законностью принимаемых решений, защита прав и свобод граждан; выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

При реализации этих проектов повышается роль криминалистических служб, шире используются достижения науки и техники, современные возможности экспертных учреждений. На новой организационной основе выстраивается сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях быстрого и эффективного раскрытия преступлений и изобличения виновных лиц.

В 2011 году активизирована работа по расследованию и раскрытию преступлений коррупционной направленности, совершенных должностными лицами органов власти и управления. Так, привлечены к уголовной ответственности за совершение взяток и других преступлений заместитель начальника УТ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, ряд руководителей таможен региона, лица особого правового статуса (член избирательной комиссии с правом решающего голоса, помощник прокурора).

Расследовано с направлением в суд для рассмотрения по существу 90 преступлений коррупционной направленности, а также более 50 уголовных дел о даче взяток должностным лицам.

Сократилось с 19% до 5,5% количество уголовных дел, прекращенных производством. Снизилось количество отмененных процессуальных решений о возбуждении уголовного дела, а также об отказе в возбуждении уголовного дела.

Одним из приоритетных направлений в деятельности Управления является работа по раскрытию преступлений, совершенных в прошлые годы. В 2011 году выявлено и раскрыто в ходе расследования 33 преступления прошлых лет.

Активная и целенаправленная работа следователей при расследовании преступлений террористической направленности в республиках Северного Кавказа в 2011 году привела к раскрытию 8 фактов подрыва железной дороги в Республики Дагестан. Изобличены и привлекаются к уголовной ответственности члены незаконных бандитских формирований, совершивших указанные преступления.

Неоценима в работе следственных органов помощь ветеранов следствия, имеющих большой профессиональный опыт. Это Северо-Кавказские транспортные прокуроры Кустов И.С., Шимбарев В.В.; заместитель Северо-Кавказского транспортного прокурора Алаухов А.Т., первый заместитель Северо-Кавказского транспортного прокурора Калюкин В.С., заместители Северо-Кавказского транспортного прокурора Тимоков А.Э., Седых Ю.В. Огромное им спасибо за это, здоровья, счастья, благополучия.