Порядок приема и рассмотрения сообщений о преступлении


В Южном СУТ СК России порядок приема и рассмотрения сообщений о преступлении организован в соответствии с требованиями Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системе Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 №72, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).

Должностные лица Южного СУТ СК России, уполномоченные принимать сообщения о преступлении, оформлять протоколы принятия устного заявления о преступлении:

  1. Руководитель Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (Южного СУТ СК России) полковник юстиции Ткаченко Максим Николаевич;
  2. Первый заместитель руководителя Южного СУТ СК России полковник юстиции Маркаров Михаил Леванович;
  3. Заместитель руководителя Южного СУТ СК России полковник юстиции Иванов Алексей Викторович;
  4. Руководитель отдела по расследованию особо важных дел Южного СУТ СК России подполковник юстиции Васюнин Геннадий Геннадьевич;
  5. Старший следователь отдела по расследованию особо важных дел Южного СУТ СК России майор юстиции Генцельман Теймураз Викторович;
  6. Следователь по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел Южного СУТ СК России майор юстиции Вартанян Роман Рубенович;
  7. Старший следователь отдела по расследованию особо важных дел Южного СУТ СК России подполковник юстиции Харламов Николай Александрович.

При наличии соответствующего поручения руководителя Южного СУТ СК России или его заместителя, должностными лицами, правомочными осуществлять оформление сообщений о преступлении являются:

старший следователь-криминалист отдела криминалистики Южного СУТ СК России полковник юстиции Бойко Сергей Александрович,

следователь-криминалист отдела криминалистики Южного СУТ СК России подполковник юстиции Кононов Илья Валерьевич;

следователь-криминалист отдела криминалистики Южного СУТ СК России капитан юстиции Бабичев Денис Юрьевич.

В соответствии со статьей 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела являются:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Образец протокола принятия устного заявления.

Образец протокола явки с повинной.

Выписка из УПК РФ.

Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано принять меры к незамедлительной его регистрации в Книге регистрации сообщений о преступлениях и выдаче заявителю документа (талона - уведомления) о принятии сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Решение по поступившему сообщению о преступлении должно быть принято в срок не позднее 3 суток со дня его поступления. В соответствии с частью 3 статьи 144 УПК РФ срок рассмотрения сообщения о преступлении может быть продлен до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, проведения оперативно-розыскных мероприятий - до 30 суток.

В соответствии со ст.145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности.  

О принятом решении сообщается заявителю с разъяснением его права обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Анонимные заявления поводом для возбуждения уголовного дела не являются. Если в таких заявлениях содержатся данные о готовящихся или совершенных преступлениях, они направляются в правоохранительные органы для возможного использования в оперативных целях в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".